Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Алло, гараж! Открывай ворота...

Как только у человека появляется автомобиль, вопрос сохранности машины выходит на первый план. Для обеспечения спокойствия в этом вопросе необходим гараж. Но крепкие стены для гаража — это еще не все. Важно, чтобы и ворота были непреодолимой преградой для непрошеных гостей. Сегодня найти такую защиту не проблема, задача — выбрать среди множества вариантов единственно верный.
Какие ворота установить в гараже, необходимо решить еще на стадии проектировки, ведь каждый вид ворот имеет собственные особенности строения. Наиболее тщательно к планировке гаража нужно подойти, если ворота будут автоматическими — в этом случае понадобится место не только для створок, но и для систем автоматики.

РАСПАШНЫЕ ВОРОТА

Самые распространенные и привычные — ворота распашные. Причина популярности кроется в простоте их конструкции. Створки крепят к опоре с помощью петель. Как правило, в целях экономии внутреннего пространства двери делают открывающимися наружу. Однако из-за этой особенности в эксплуатации ворот появляются трудности. Во-первых, перед гаражом должно быть достаточно места, чтобы можно было не только открыть ворота, но и без проблем въехать в гараж или выехать из него на автомобиле. Во-вторых, в зимнее время, перед тем как открыть ворота, площадку перед ними придется чистить от снега и льда. В-третьих, у таких ворот слабая теплозащита помещения.
Что же касается положительных сторон, то они являются следствием простоты устройства. Служат такие ворота долго, при желании их можно автоматизировать. Появившиеся неисправности легко удалить. Такие ворота легко раскроет женщина или ребенок.
При строительстве гаража с распашными воротами необходимо предусмотреть тот факт, что зимой грунт может вспучиваться, поэтому ворота лучше устанавливать немного выше уровня земли. Для удобства использования распашные ворота можно дополнить встроенной калиткой и, если нужно, окном. Обычно гаражные ворота двустворчатые, но могут быть и одностворчатыми. Однако в последнем случае ворота быстро провиснут, поскольку образуется слишком большой рычаг, особенно если створки выполнены из тяжелых материалов.
Основой распашных гаражных ворот служит каркас, снаружи закрытый металлическим листом (глухие ворота). Также ворота могут быть выполнены из сэндвич-панелей — минеральной ваты или пенопласта, закрепленного между двумя металлическими листами с помощью полиуретанового клея (утепленные ворота). Распашные ворота могут быть решетчатыми.
Стоимость ворот — от 10 тыс. руб., монтаж калитки — от 2500 руб.

ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНЫЕ ВОРОТА

Еще один часто используемый вид гаражных ворот — подъемно-поворотные. Их главное достоинство — в экономии места. С помощью шарнирно-рычажного механизма они открываются единой плоскостью вверх. В открытом состоянии ворота расположены наверху и прижаты к потолку, частично выступая вперед наподобие козырька. Поэтому с ними не придется тратить время на очистку пригаражной территории от снега и наледи, разве что только для того, чтобы проехала машина.
Полотно ворот может быть выполнено либо из сэндвич-панелей, либо из металлического профнастила. Использование подъемно-поворотного механизма ограничивает в выборе формы полотна — она может быть только прямоугольной. Кроме того, способ открывания в совокупности с тяжестью конструкции обычно вынуждает использовать автоматику, ведь не каждому под силу поднимать ворота, которые весят не один десяток кило. Но если гараж неутепленный, то от наполнителей можно отказаться, облегчив конструкцию и сэкономив на автоматике.
Цена подъемно-поворотной конструкции — от 40 тыс. руб.

СЕКЦИОННЫЕ ВОРОТА

Сегодня ряды гаражных ворот пополнили секционные ворота. Они кардинально отличаются от прочих моделей и конструкцией, и способом открывания. Створка, если ее можно так назвать, состоит не из монолитного полотна, а из небольших горизонтальных сэндвич-панелей. Они соединены между собой с помощью шарнирных петель. При открывании все полотно укладывается вверху вдоль потока. При изменении положения направляющих можно добиться максимально результативного использования пространства внутри гаража.
Принцип действия этого вида практически тот же. что и у подъемно-поворотных ворот, но благодаря делению на секции данная разновидность не требует ни сантиметра дополнительного пространства во время закрытия или открытия. В калитке также может быть окно, но только одно. Сама калитка открывается либо влево, либо вправо, исключительно наружу. Стандартные цвета ворот — белый и коричневый, именно они лучше подходят под традиционные цвета зданий. Но при желании цвет ворот может быть и другим — это делается на заказ.
Несмотря на гибкость, секционные ворота имеют хорошую теплоизоляцию и герметичность, так как секции плотно прилегают друг к другу, а внутри каждой из них находится утеплитель. Ворота могут быть выполнены из алюминия, стали, элитный вариант — из дерева. Кроме этого в секционные ворота могут быть вмонтированы окна и калитка. Для остекления используют окна из двойного акрилового стекла. В случае удара такое стекло не дает острых осколков.
Этот тип ворот также позволяет экономить место и не тратить время на очистку пригаражной территории от снега, но сложность их конструкции может привести к неприятностям — починить такие ворота будет куда сложнее распашных и даже подъемно-поворотных.
Стоимость секционных ворот начинается с 20 тыс. руб. Цена увеличивается в зависимости от количества секций и нестандартности размеров.

РУЛОННЫЕ ВОРОТА

Рулонные ворота — гибкое полотно из профилированных узких горизонтальных полос (ламе-лей). Они выполнены из алюминиевого профиля, стандартная ширина которого составляет 77 мм. Открываются ворота вверх, но не вдоль потолка гаража, а скручиваются в рулон на приводном вале, который установлен непосредственно над проемом. Достоинство таких ворот в том, что они комфортны в каждодневной эксплуатации и оптимально используют пространство: не занимают место ни перед гаражом, ни на его потолке. От остальных видов рулонные ворота отличаются удобством монтажа. Оборудовать ими можно гараж практически любой конструкции независимо оттого, есть ли у гаража притолока или боковые проемы, которые необходимы для установки иных видов ворот. Приводной вал может находиться как внутри, так и снаружи помещения. Если его пришлось установить со стороны улицы, то механизм защищают специальным коробом.
Стоимость рулонных гаражных ворот — от 10 тыс. руб.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности